Экология была важна для ощущения качества жизни на протяжении большей части XX века. В Советском Союзе проблему решали по-своему: помимо прочего, большой упор делался на озеленение застройки. Вскоре стали очевидны последствия такого стихийного подхода: тополиный пух и обилие аллергенов в весеннем воздухе. С тех пор экоповестка претерпела значительную трансформацию — и сегодня она прямо или косвенно влияет на восприятие нами идеального города. О том, как именно, поговорим вместе с Еленой Устиновой, директором по маркетингу, развитию и продажам «Доброград Девелопмент».
Доступности экоинфраструктуры — да
В XX веке, когда современные урбанистические школы только формировались, города, и тем более мегаполисы, прямо ассоциировались с каменными джунглями. А одним из наиболее прогрессивных и востребованных архитектурных стилей, особенно на территории стран восточного блока, стал брутализм — использование в строительстве бетона, возведенное в абсолют.
Сегодня ситуация выглядит иначе. Экологическая повестка, снижение влияния на окружающую среду, потребительская осознанность — вот основные принципы, стоящие в основе новой идеологии. А современный город стал восприниматься как симбиоз человека и природы, а не царство бетона и машин.
В конце 2010-х в Дании было проведено исследование, которое в очередной раз подтвердило, насколько доступность зелени и природы важна для гармоничного существования человека. Так, ученые показали, что дети, выросшие в постоянном контакте с живой природой, в будущем показывают куда меньшие риски развития психологических заболеваний, нежели их сверстники из каменных джунглей. А влияние доступности свежего, чистого воздуха на комфортное существование очевидно и без проведения дополнительных исследований. Горожане, проживающие вдоль загруженных улиц, вынуждены мыть окна раз в несколько недель — представьте, что схожая картина происходит в наших легких.
В связи с этим урбанисты и градостроители разворачивают уже существующие концепции развития мегаполисов в сторону озеленения. Больше других в этом преуспел, например, Сингапур. Несмотря на то что в городе-государстве на небольшой площади, в четыре раза меньшей площади Москвы, проживает 5,5 миллионов человек, мэрия города выделила почти половину территории под зеленые насаждения. Иногда для этого пришлось обращаться к смелым решениям и современной архитектуре, активно задействуя для озеленения фасады, балконы и кровли.
Из только планирующихся городов можно выделить наиболее амбициозный The Line (Линия), который недавно начали возводить в Саудовской Аравии. В пустынной стране планируют построить город протяженностью 170 километров, который глобально представляет собой одну улицу шириной всего 500 метров.
О том, какие смелые решения создатели The Line планируют воплотить в жизнь, поговорим чуть дальше. А пока сфокусируемся на том, что всю транспортную инфраструктуру урбанисты собираются спрятать под землей, оставив пространство сверху для зеленого оазиса: деревья и кустарники планируется разместить во внутренних парках, занимающих бОльшую часть площади, на крышах и стенах зданий. Город-сад, нет, город в саду — вот каким видит идеальный формат застройки современное градостроительное сообщество.
Машинам — нет
Причем сразу по нескольким причинам. Машины не просто загрязняют воздух вредными выхлопами. Они занимают драгоценную площадь, которую можно было бы выделить под зеленые насаждения. Кроме того, асфальт приводит к чрезмерному нагреву воздуха и препятствует нормальной циркуляции воздушных масс. В том числе из-за этого температура в мегаполисах выше, чем в окружающих их районах.
Решить эту проблему призвана концепция пятнадцатиминутного города. Ее суть можно выразить максимально просто: у каждого жителя должна быть возможность добраться до всех значимых объектов инфраструктуры за пятнадцатиминутную прогулку пешком или с использованием средств индивидуальной мобильности. Таким образом, у людей отпадает потребность в личном автотранспорте, а значит, дороги становятся менее загруженными, можно сокращать полосность. Снижается одновременно и количество вредных выбросов, и площадь, занимаемая автомобильными артериями. Люди чаще пользуются «зеленым» транспортом: самокатами, велосипедами и т. д., растет вовлеченность в спорт, падает нагрузка на систему общественного транспорта.
Вспоминая The Line, создатели города планируют использовать концепцию «города 15 минут» по полной, размещая все необходимые объекты инфраструктуры каждые 500-2000 метров, чтобы из любого места до них можно было добраться пешком. За счет того, что вся логистика уведена под землю, на поверхности остается сад, позволяющий улучшить качество воздуха и снизить негативное влияние высокой плотности жилья на здоровье человека.
По схожему пути движутся и другие новые города. Например, один из принципов философии нового города Доброграда во Владимирской области — максимальное сохранение первозданного природного ландшафта. И поощрение любой активности, связанной со взаимодействием с ним. Город строится в живописном месте, на пересечении двух рек, в окружении разнообразных лесов.
И кроме того, что большое число спортивной инфраструктуры — футбольных, волейбольных, гольфовых полей — строится внутри города, максимально задействуются и окружающие его природные объекты. Так, в близлежащих лесах прокладывают трассы для заездов на лыжах или велосипедах.
А различные объекты инфраструктуры — от школы и детского сада до торговых площадей — возводятся с учетом принципов пятнадцатиминутного города. Чтобы люди даже в удалении от крупных мегаполисов как можно реже пользовались личными автомобилями в угоду велосипедам и другому «зеленому» транспорту.
Что такое идеальная среда обитания по международным нормам? Разбираемся с экспертом
Хотите совершать пробежки рядом с домом? Минимальная цена квартиры у парка или водоема – 6,3 млн рублей
Свободны от новостроек. В самых экологичных районах Москвы не хватает нового жилья
Рейтинг
статьи