Расселение граждан из аварийного жилья – одна из наиболее острых социальных проблем, доставшаяся России по наследству от СССР. Даже с учетом высоких темпов строительства, которые, по большому счету, еще так и не удалось перегнать, многие граждане первого социалистического государства жили в некомфортных условиях. Целые поколения людей, преимущественно на местах былых грандиозных советских строек, выросли и продолжают жить в возведенных тогда наспех бараках. Некоторые из которых уже даже сложно назвать жильем.
Люди в бараках жить не должны
По признанию предыдущего главы Минстроя Владимира Якушева, под конец 2019 года в России было порядка миллиона человек, проживающих в аварийном жилье. И площадь таких домов постоянно увеличивается примерно на 2 млн кв. м по мере постановки их на учет.
Национальный проект «Жилье и городская среда» предполагает полное расселение более полумиллиона граждан до 2024 года из домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года. Также регулярно вносятся поправки в действующее законодательство, улучшающие работу проекта. По словам главы Минстроя Марата Хуснуллина, программа расселения из аварийного жилья идет с опережением. Но большое количество людей по-прежнему находится в опасносных условиях проживания. И поэтому необходимы дополнительные меры, которые смогут ускорить процесс.
Практически каждый год Владимир Путин призывает власти усилить меры и «быстрее вытащить россиян из трущоб». А на днях президент дал поручение правительству и Минстрою уже в текущем году задействовать в программе расселения малоэтажные деревянные дома заводского изготовления.
Ниф-Ниф, Нуф-Нуф или Наф-Наф?
Речь идет о так называемых CLT-конструкциях из перекрестно склеиваемых деревянных плит. Они уже используются в России в загородном домостроении и неплохо себя показали как удобный материал с высокой прочностью, сейсмостойкостью, огнестойкостью и хорошими теплоизоляционными свойствами.
«Технология отлично зарекомендовала себя во многих развитых странах, из панелей высокой заводской готовности она позволяет создавать и многоэтажные конструкции, 10-15 этажей и даже выше. Дома из CLT отличаются высочайшей скоростью и точностью сборки, а также достаточно низкой себестоимостью. Все эти параметры вместе взятые дают CLT неплохой потенциал, чтобы стать отличным материалом для «новых хрущевок», – поясняет Ольга Магилина, управляющий партнер компании NORDHUS.
Остается открытым самый животрепещущий вопрос: какими будут расходы на отопление многоэтажных деревянных домов? До сих пор подобного опыта в нашей стране еще не было. И существует мнение, что в суровых климатических условиях дерево в силу своих природных качеств не сможет обеспечить достаточное теплосбережение. Что, в свою очередь, повлечет излишние усилия на обогрев.
Но Вячеслав Котлов, директор по продажам компании HalleHouse, опровергает это: «Современные технологии опробованы как на частных домах, так и на коммерческих зданиях. В качестве примера мы можем привести известную элитную гостиницу на Рублево-Успенском шоссе, запущенную в эксплуатацию весной 2022 года. Она прошла тест зимой с минимальными затратами на отопление, в самые морозы котел работал в половину мощности, при этом в здании поддерживалась стабильная температура в 25 градусов».
Пока строительство многоэтажек по CLT-технологии сдерживается отсутствием необходимого законодательства, которое Минстрой начал разрабатывать еще в 2020 году. Чиновники обещают завершить испытания, касающиеся пожарной и сейсмической безопасности, и в первом квартале 2024 года подготовить нормативную базу для возведения домов до пяти этажей в высоту.
Соколики учатся летать
В России такие деревянные многоэтажные жилые здания с 2022 года строит в городе Сокол Вологодской области компания, аффилированная с АФК «Система» – Segezha Group. По первому в стране разрешению на строительство возведены два четырехэтажных дома на 32 одно- и двухкомнатных квартиры площадью от 48 до 65 кв. м в каждом.
По информации отдела продаж ЖК «Соколики», а именно так называется первый деревянный жилой комплекс в России, купить в нем квартиры можно по цене от 70 тысяч рублей за квадратный метр. Что в целом, наверное, неплохо. Особенно по сравнению с ценами на жилье во многих регионах страны.
Но при этом по соседству можно приобрести неплохие квартиры с ремонтом и мебелью по существенно меньшей цене. В панельном или даже кирпичном доме их стоимость будет от 40 до 60 тысяч рублей за квадратный метр. Возможно, стоимость квартир в новых деревянных многоэтажках по мере наращивания объемов строительства опустится до этого же уровня.
В чем Дмитрий Становой, директор по проектированию ГК «Гранель», не уверен: «Объекты из качественной древесины дороже в производстве, чем аналогичные монолитные и панельные дома. Эта особенность в перспективе может ограничить спрос. Поскольку деревянное домостроение – не массовый продукт, то и его стоимость будет несколько выше, чем в проектах на основе привычных технологий. А значит, конкурентоспособность продукта будет сдерживаться».
И при таком количестве вторичных квартир, которые сейчас выставлены на продажу, решить проблему расселения аварийного жилья можно еще быстрее. В регионах, где строительство нового жилья не ведется вообще, муниципалитеты уже давно выкупают недвижимость у населения по самым низким ценам через аукционы.
Если направить основные средства программы расселения на вторичный рынок, он в значительной степени, чего давно не могли добиться в правительстве, оживится. Это, в свою очередь, удержит от уже начавшегося падения рынок новостроек. Все останутся довольны. И самое главное – не пострадает огромное количество многовековых лесов, древесина от которых и идет на строительство домов.
Быстровозводимые дома: действительно ли они возводятся быстро? Рассматриваем разные технологии
Мал мала меньше. Сколько стоят микроквартиры от 7 до 16 «квадратов» и что там можно уместить?
Дом у реки: где его можно строить, чтобы все было по закону?
Рейтинг
статьи